Начисление платы за ЖК-услуги

ВОПРОС №1:Применяется ли понижающий коэффициент на электроэнергию при установке электроплиты? 

ОТВЕТ: Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 № 1178) предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему 3 в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.Постановлением Верховного суда РФ по делу №304-АД16-3532 от 05.05.2016 года подтвердил, что для  предъявления требования о применении понижающего коэффициента оборудования стационарной электроплитой для пищеприготовления должно быть произведено в установленном законом порядке. Самовольная установка собственником (пользователем) электроплит не является основанием для безусловного изменения тарифа путем применения понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 71 Основ ценообразования.Если законность произведенного переоборудования в Вашем случае документально подтверждена, то действия предприятия должны  квалифицироваться как завышение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.Это является основанием для обращения потребителя в Государственную жилищную инспекцию рая и региональный орган тарифного регулирования для проведения проверки по факту нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу потребителю. 

ВОПРОС №2: Правомерно ли выставление платы за установленный общедомовой прибор учета без решения общего собрания осбственников? 

ОТВЕТ:В силу п. 5 ст.  13 ФЗ  Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ  "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"  до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.В свою очередь «г» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года,  предусматривает обязанность потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;Общедомовой прибор учета может быть установлен на основании решения общего собрания собственников с последующим обращением в управляющую или в ресурсоснабжающую организацию, а равно ресурсоснабжающей организацией без учета мнения собственников. В силу п. 1 ст.  13 ФЗ  Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ  "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Пп. 6 п. 1 ст. 166 ЖК РФ предусматривает, что  установка общедомовых (коллективных) приборов учета энергии (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) должна осуществляться в ходе капитального ремонта многоквартирного дома.Пп. 1 П. 2.  ст. 44 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.П. 5 ст. 13 Закона  устанавливает обязанность  собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу   Закона, в срок до 1 июля 2012 года   обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.Таким образом, по общему правилу решение о порядке финансирования и установке коллективных приборов учета коммунальных ресурсов может быть принято исключительно собственниками.  Однако,  законодателем установлены последствия бездействия собственников помещений в многоквартирных домах в решении постановленного вопроса.Так, согласно п. 12 ст. 13 Закона в срок до 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года  - в части оснащения их приборами учета используемого природного газа ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.  Положение п. 1 ст. 13 указанного ФЗ РФ, предусматривающее, что Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа) не исключает возможности установить приборы учета и не ограничивает в этом праве собственников. 

ВОПРОС №3:Насколько правомочно взимание комиссии при оплате коммунальных услуг? 

ОТВЕТ:Управляющая организация вправе производить сбор средств в счет оплаты за поставляемые жилищно-коммунальные услуги самостоятельно или с использованием услуг кредитных и иных организаций. Именно ими взимаются комиссии с конечных потребителей.Если собственники в договоре управления не оговорили способ оплаты, то управляющая организация свободна в данном выборе. С точки зрения закона взимание такой комиссии не является нарушением.Комиссия при оплате услуг в банке взимается в любом случае. Важны согласованные условия между банком и управляющей организацией. В случае, если с комиссия не взимается, она удерживается с контрагента. 

ВОПРОС №4: Правомерность начисления платы за коммунальные ресурсы при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления. 

ОТВЕТ: С 01 января 2017 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ, регламентирующие перевод коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, в состав платы за содержание жилого помещения виде платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества.Так, п. 2 ст. 154 ЖК РФ предусматривал, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя помимо взноса на капитальный ремонт и платы за потребленные коммунальные услуги плату за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.При этом согласно п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.Формально с 01.01.2017 года плата должна была выставляться в размере норматива. Однако ввиду отсутствия новых нормативов потребления именно ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества согласно разъяснениям Минстроя РФ допустимо было производить начисления платы в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года исходя из показаний общедомового прибора учета. Однако сам факт выставления платы исходя из норматива потребления не противоречил действовавшему жилищному законодательству.29 июля 2017 года подписан Президентом РФ и 01 августа 2017 года опубликован Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".Данный нормативно-правовой акт, внося изменения, регламентирует порядок расчета платы  за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (т.е. коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.Неизменным остался порядок начисления платы за данные ресурсы для собственников помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в размере норматива потребления, утвержденного в установленном законом порядке.В части регламентации взимания платы при наличии общедомовых приборов учета ст. 156 ЖК РФ дополнена следующими  положениями.Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации."Таким образом,  общему собранию собственников предоставлено правомочие изменить порядок начисления платы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения, исходя из фактического потребления, определенного показаниями общедомового прибора учета. До этого момента действия управляющей организации по выставлению данного вида платежа исходя из норматива потребления носят правомерный характер.Инициировать, организовать  и  провести общее собрание собственников вправе любой собственник помещения в многоквартирном доме не зависимо от размера доли в праве собственности на общее имущество.Собрание может быть инициировано собственниками, а организовано управляющей организации в случае, предусмотренном п. 6 ст. 45 ЖК РФ. Так,  Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с указанием вопросов, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  (п. 1 ст. 146 ЖК РФ). 

ВОПРОС №5: Правомерность начисления платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета и зарегистрированных (проживающих) граждан. 

ОТВЕТ: В силу пп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.В конце декабря 2016 года в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года внесены существенные изменения. Одно из них затронуло собственников помещений, в которых нет зарегистрированных граждан при  отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.Так, согласно п. 56(2) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.Таким образом, плата вам должна начисляться с момента возникновения у Вас права собственности (государственная регистрация права). В части содержания жилого помещения, взносов на капремонт, ресурсов, используемых при содержании общего имущества – исходя из площади принадлежащего помещения, в части коммунальных услуг – по показаниям индивидуальных приборов учета.При отсутствии индивидуальных приборов учета – по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента (1,5). Если Вы являетесь единственным собственником комнаты, то плата за коммунальные услуги будет равна произведению норматива потребления на тариф (с учетом повышающего коэффициента). 

ВОПРОС №6: Правомерность отказа в перерасчете платы за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении. 

ОТВЕТ:Главой VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, регламентирована возможность перерасчета платы за период отсутствия потребителя в жилом помещении за коммунальные услуги, потребленные на индивидуальные нужды, исчисленные исходя из норматива потребления. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета  осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений. Также не подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.Возможность перерасчета носит заявительный характер. Поэтому при отсутствии соответствующего заявления у управляющей организации отсутствуют законные основания для его произведения. Перерасчет осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.В связи с внесенными постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12.2016 года изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг, с 01.01.2017 года условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета (отопления это не касается, поскольку перерасчет по данному основанию за эту услугу не производится).Согласно пп. к(3) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, потребитель коммунальных услуг вправе   требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета. Такой акт будет являться основанием для перерасчета за период отсутствия потребителя наряду с документами, подтверждающими такое отсутствие, а также для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги по нормативу потребления.Таким образом, правомерность отказа в перерасчете зависит от того, был ли предоставлен акт об отсутствии технической возможности установить индивидуальные приборы учета. 

ВОПРОС №7:Правомерность взимания платы за вывоз мусора исходя из площади принадлежащего помещения, а не количества зарегистрированных граждан. 

ОТВЕТ:Такие услуги как сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, обслуживание лифтов и внутридомового газового оборудования в соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), является элементом деятельности по содержанию общего имущества. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. В связи с этим, размер платы определяется пропорционально площади жилого помещения, находящегося в Вашей собственности.Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая будет рассчитываться исходя из количества зарегистрированных граждан, наступит после заключения соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также  утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года. Отсрочка перехода от ТБО к ТКО предусмотрена  Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ. 

ВОПРОС №8: Правомерность взимания платы за централизованное отопление при установке индивидуального поквартирного отопления. 

ОТВЕТ: Толкование п.п. 40, 42.1 и 43 постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 603 от 29 июня 2016 года, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 22588-ОД/04 от 15 октября 2014 года, апелляционного определения Верховного суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года по гражданскому делу № АПЛ15-330, позволяет сделать вывод об отсутствии законных оснований для освобождения собственника, использующего автономное отопление от бремени расходов за коммунальную услугу по отоплению.Минстрой России подчеркивает, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;давление теплоносителя - до 1 МПа.Также возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению и начислению в порядке, установленном законом  во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от предпринятых собственниками конкретных помещений мер к оборудованию поквартирного отопления  в многоквартирном доме, даже в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, при наличии централизованной системы теплоснабжения. Таким образом,  подтверждена обязанность собственников квартир с индивидуальным отоплением вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в общем порядке. 

ВОПРОС №9:Возможно ли начисление платы за ресурсы, затраченные при содержании общего имущества раздельно по каждому времени суток? 

ОТВЕТ: Порядок  расчета платы за ресурсы, потребленные в связи с содержанием общего имущества установлен постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года.В силу п. 44 указанных правил в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.Таким образом, предложенный Вами порядок возможен при условии внесения изменений в договор управления в части, регламентирующей порядок предоставления коммунальных услуг, если это не закреплено в отдельном договоре. 

ВОПРОС №10:Правомерность взимания с нанимателя жилья платы за содержание жилого помещения при оплате услуги «найм». 

ОТВЕТ:В силу п. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). 3) плату за коммунальные услуги.Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Равным образом именно собственником помещения реализуется право на участие и голосование в общем собрании собственников при разрешении вопросов, отнесенных к его компетенции.В связи с этим мы не усматриваем предмета спора в Вашем обращении. Вопрос может возникнуть исключительно в ситуации, когда размер платы для нанимателей жилья устанавливается меньшим, чем утвержденный решением общего собрания собственников. Именно в этом случае речь идет о начислении платы нанимателям по утвержденному решением органа власти размеру с последующей компенсацией разницы за счет собственника. Но, как правило, в таких нормативных актах делается оговорка, что размер платы за содержание жилого помещения равен утвержденному решением общего собрания, а если он не утвержден, то применяются расценки, установленные органом власти. 

ВОПРОС №11:Правомерность платы за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента. 

ОТВЕТ:Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, производится исходя из показаний индивидуального прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. А если техническая возможность установить прибор учета есть – применяется повышающий коэффициент, равный величине 1,5.П. 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также формы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26.02.2014 года это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития региона России.Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены Приказом Министерства регионального развития региона России от 29.12.2011 N 627. Ознакомиться с полным текстом приказа Вы можете на сайте НП «ЖКХ Контроль», перейдя по ссылке: http://gkhkontrol.ru/2017/02/36953 Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме, не оборудовано индивидуальными приборами учета, а равно отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.Начать необходимо с обращения к исполнителю, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель) осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив). Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.Приказом утверждены следующие критерии:1. установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);2. невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;3. в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены;Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии,  это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы  отопления, обусловленное проектными характеристиками. Достаточно наличия одного из приведенных оснований.  Возможность составления акта не предусмотрена для  домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу  Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные, поскольку п.6 ст. 11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.В последнем случае, а также в отсутствие акта об отсутствии возможности установить приборы учета плата правомерно рассчитывается с учетом повышающего коэффициента. 

ВОПРОС №12:Существуют ли случаи безусловного неначисления платы за коммунальные услуги при отсутствии потребителя в жилом помещении? 

ОТВЕТ:В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов. 

ВОПРОС №13:Правомерность выставления платы за приобретение и обслуживание системы видеонаблюдения, если собственник на собрании голосовал против её установки. 

ОТВЕТ:Согласно п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.  П. 5 ст. 46 ЖК РФ предусматривает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.П. 6 ст. 46 ЖК РФ  установлено право собственника помещения в многоквартирном доме обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.Таким образом, обязанность вносить плату в счет погашения расходов на установку видеонаблюдения должна быть подтверждена  решением общего собрания собственников. В связи с этим необходимо обратиться в управляющую организацию, выставившую соответствующий, счет с требованием о предоставлении для ознакомления протокола общего собрания собственников.Если возникнут сомнения в законности решения общего собрания  собственников, а равно Ваше требование будет оставлено без ответа, рекомендуем рассмотреть возможность судебной защиты нарушенного права. Пока решение общего собрания (при условии его наличия) не отменено судом, а равно самим общим собранием, оно обязательно для исполнения всеми собственниками, в том числе голосовавшими отрицательно. 

ВОПРОС №14:Допустимо ли расхождение сведений о начислении платы за коммунальные услуги в личном кабинете и выставляемых платежных документах?

ОТВЕТ:Расчеты в  абонентском отделе не могут расходиться с содержащимися в личном кабинете.Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 года размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется  исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.  Все доначисления, в том числе связанные с проверкой показаний такого прибора учета подлежат отражению в личном кабинете. Платежные документы, выставляемые в нем, а равно доставляемые по адресу нахождения объекта должны быть идентичны.Согласно пп. "д" п. 31 указанных Правил   исполнитель коммунальных услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).Такую сверку можно заказать через личный кабинет, обратившись лично или направив заявление в абонентский отдел.Для проведения проверки и, при выявлении факта нарушении порядка начисления платы за коммунальную услугу потребитель вправе обратиться с жалобой (заявлением) в адрес регионального органа государственного жилищного надзора. 

ВОПРОС №15:Какова величина штрафа при нарушении порядка начисления платы за коммунальные слуги?

ОТВЕТ:Нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить. 

ВОПРОС №16:Правомерно ли управляющая организация отказывает в корректировке платы за отопления, мотивируя это накоплением средств экономии на цели содержания общего имущества? 

ОТВЕТ:Порядок расчет платы за коммунальную услугу по отоплению установлен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года.При этом для случаев, когда плата за услугу при наличии общедомового прибора учета рассчитывается не исходя из его фактических объемов потребления, определенных его ежемесячными показаниями, а по средней величине потребления за предыдущий период (календарный год или отопительный сезон), плата подлежит обязательной корректировке.В 2016 года, а равно в 2017 года никаких изменений в Правила, позволяющие управляющей организации удерживать средства корректировки, а равно определять направления из расходования или ограничивать в этом собственников, не вносились.Собственники вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора для проведения проверки по факту нарушения порядка начисления платы за коммунальную услугу. 

ВОПРОС №17:Как производится расчет платы за отопление в нежилых помещениях (подвалы, цоколи)? 

ОТВЕТ:Если помещения в подвале и цоколе оформлены как нежилые помещения, т.е. на них оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, то расчет платы за отопление  производится как для нежилых помещений.Если такие помещения не зарегистрированы как нежилые, то подвалы и цоколи относятся к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, по которым плата за отопление рассчитывается в составе платы за отопление на общедомовые нужды и покрывается собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Если при этом подвал и цоколь сдаются в аренду, решением общего собрания собственников помещений возможно установление платы за пользование сданными в аренду  помещениями, а также порядка использования полученных от сдачи помещений в аренду средств. Т.е. плата за коммунальные услуги предоставляемые в конкретный подвал, являющийся общим имуществом, отдельно не определяется. 

ВОПРОС №18:У собственника установлены индивидуальные приборы учета ХВС и ГВС в 2011 году. Собственник в период с 01.2014 года по 03.2017 года не подавал показания приборов учета. Весь этот период расчет производился по нормативам. В феврале 2015 года наступил срок поверки приборов ГВС. 19.03.2017 года собственник представил акт поверки приборов ГВС.  Собственник требует, чтобы ему пересчитали излишне начисленные суммы за воду (по нормативу), ссылаясь на то, что он не обязан подавать показания индивидуальных приборов учета. Обязаны ли ИКУ сделать перерасчет и за какой период.

ОТВЕТ:Согласно ПП № 354  п. 61  Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.