Мозговой штурм 3
Товар
Товар
Заседание экспертной группы «ФОРСАЙТА ЖКХ-2030» 
Присутствовали: Антипин С.И., Широков А.В., Ваган И.С., Вербицкий А.С., Машинский В.Л., Никиточкин И.Г., Прокофьев В.Ю., Пузанов Д.В., Разворотнева С.В., Сиваев С.Б., Соловьянов М.А., Никольский М.Э., Зыкин А.А. 
Андрей Широков, член экспертной группы отметил, что к настоящему времени Жилищный кодекс уже 36 раз подвергался реформировали и большинство из изменений были направлены на усиление роди администрирования в жилищной сфере. 
Например, все чаще и в большем объеме публичная власть берет на себя ответственность за подготовку домов к зиме берет. Если раньше она обращала внимание только на техническое состояние многоквартирных домов (МКД), то сегодня она оказывает влияние на текущее управление МКД, изменение тарифов и ряд других вопросов. 
Более того, необходимо отдельно проработать вопрос влияния, воздействия различных уровней публичной власти на жизнедеятельность многоквартирных домов. В ныне действующем ЖК РФ роль публичной власти ограничена. Возможно, необходимо четко прописывать как права, так и обязательства власти, а также её ответственность за капитальный ремонт зданий и содержание квартир социального найма. 
Еще одной темой для обсуждения в жилищном законодательстве является институт независимого биллинга. Это позволит избежать конфликтов во взаимоотношениях жильцов с управляющими компаниями, а также коррупционных схем. 
В рамках дискуссии, члены экспертной группы затронули и ряд других вопросов. В частности, ряд экспертов отметили, что следует проанализировать действующий Жилищный кодекс, созданный в идеологии еще советской системы управления жилым фондом и ответить на несколько важнейших вопросов: 
$1·      какова была цель принятия ЖК? 
$1·      почему действующий ЖК не работает должным образом? 
$1·      до какого момента необходимо осуществлять реформы? 
По мнению экспертов, основной целью принятия ныне действующего ЖК было перенести ответственность за жилье с государства на «плечи» населения, поскольку в СССР жилье раздавалось бесплатно, а коммунальные услуги оплачивались на 70 – 80% государством. 
В связи с этим, одним из важнейших моментом, позволяющим изменить отношения в системе ресурсоснабжающая организация – потребитель, он же собственник жилья в многоквартирном доме, становится организация эффективного управления самим МДК. Важно, чтобы собственник жилья ощутил не только свои права, но и свои обязательства. 
Кроме того, эксперты отметили, что накопился большой объем вопросов к текущей практике деятельности товариществ собственников жилья, решение которых должно привести к трансформации этого института. 
Сущностным моментом является вопрос тарифообразования. В связи с этим, надо обратить внимание на существующие ныне программы дотаций и иных выплат жителям многоквартирных домов, зачастую осуществляемых по формальным основаниям. 
В связи с этим эксперты предложили отдельно обсудить ряд тем, связанных с управлением многоквартирным домом. Кроме того, целесообразным является реализация ряда пилотных проектов управления многоквартирными домами в различных регионах России. 
В рамках дискуссии эксперты вновь вернулись к обсуждению механизмов внедрения современных технологий энергосбережения, как через установку интеллектуального оборудования, так и через формирования систем автоматической обратной связи, дистанционного замера и фиксации данных. По единодушной оценке экспертов сегодня нет никаких противоречий между объективно назревшими институциональными преобразованиями и возможностью внедрения современных IT-технологий.